Pусский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолёт был создан в России Александром Федоровичем Можайским.
3 ноября 1881 г. Можайский Александр Федорович получил первый в мире патент на самолёт, построенный в сентябре 1876 г. - на двадцать лет раньше братьев Райт, которым совершенно незаслуженно приписывается это изобретение. Самолёт был построен на собственные средства А.Ф Можайского и испытан 20 июля 1882 года.
Самолёт Можайского — летательный аппарат тяжелее воздуха с паровым двигателем, воздухоплавательный снаряд (самолёт), спроектированный и построенный русским офицером А. Ф. Можайским в последней четверти XIX века. Самолёт имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчётную скорость полета до 40 км/час, полётный весоколо 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м.
Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.
Наземные испытания самолёта Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. В записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной по результатам испытаний в 1883 году, отмечалось, что самолёт Можайского «был приводим в действие… но взлететь не мог». Александр Федорович в 1841 окончил Морской кадетский корпус. В 1841—62 и 1879—82 служил в военно-морском флоте, в 1862—79 — в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 вышел в отставку в чине генерал-майора (с 1886 контр-адмирал). С 1856 интересовался вопросами летания: всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, а также начал исследования возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876 с успехом демонстрировал полёты своих моделей. Получил первую в России привилегию на изобретённый им "воздухолетательный снаряд" (самолёт).
Летательный аппарат Можайского представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.
В июле 1885 года Можайский попытался поднять самолёт в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества. Пилотировал механик И. Н. Голубев. В книге В. Б. Шаврова приведён обширный